TLR любитель

главная
| |--> 2002
| |--> 2003
| |--> 2004
| |--> 2005
| |--> 2006
| |--> 2007
| |--> 2008
| `--> 2010
|--> e-mail

 
 



Как я осваивал TLR и средний формат

Мне попал в руки фотоаппарат ЛОМО "Любитель 2" и я решил им поснимать.

Сначала выяснил, что формат кадра у этой камеры 6х6см, значит подойдёт плёнка 120 формата или ролл-фильм. Сразу же купил FujiFilm Reala ISO100 и решил поскорее отснять, но тут меня ждали сюрпризы. Это был первый в моей жизни случай съёмки на ролл-фильм. Первое отличие упаковки плёнки - полное отсутствие кассеты. Ролл-фильм имеет дополнительную бумажную подложку, которая используется для защиты от света и разметки кадров для перемотки плёнки в простых камерах. Сама плёнка на катушке упакована в пакетике. Нужно открыть пакетик, оборвать защитную бумажную полоску и закрепить край в приёмной катушке, которая, в свою очередь, должна остаться в камере от прошлой плёнки. В моём экземпляре так и было, правда ширина катушки оказалась чуть меньше, что не помешало плёнке нормально зарядиться и наматываться.

Для того чтобы до конца разобраться, как обращаться с камерой "Любитель 2" мне понадобилась консультация человека, который был хорошо знаком с пра-пра-камерой "Комсомолец", особенно в части двойного использования визира камеры и способа вынимания приёмной катушки. Перед тем как произвести зарядку фотоплёнки я основательно вычистил камеру и отлично сохранившийся объектив.

Зарядив плёнку, я воспользовался специальным смотровым глазком на задней поверхности камеры, чтобы произвести перемотку на первый кадр. Замечу, что кадры отмечены арабскими цифрами, а не точками или штрихами, которыми изобилует разметка. Впереди было самое интересное - начать видеть кадр в формате 6х6 и произвести съёмку, что и было сделано в течение примерно недели.

Основные отличия от 135-го формата (36х24мм) следующие. Во-первых, кадр квадратный, во-вторых, можно смело уложить в кадр гораздо больше деталей (фактур). На плёнке всего 12 кадров в формате 6х6.

Съёмка оставила массу впечатлений. Кроме того, что пришлось забыть любую автоматику и всё высчитывать самостоятельно, ещё нужно было поохотиться за особыми кадрами разного характера для оценки работы жёстко-встроенного в камеру объектива ЛОМО Т-22 4.5/75. Усилия более чем оправдали себя.

Ветреным днём свет менялся каждую минуту, из-за чего нужно было заново мерить освещённость (стареньким экспонометром "Ленинград 4") и с непривычки искать рычажки установки выдержки и диафрагмы.

Когда я достал плёнку, оказалось что есть возможность заклеить бумажный кончик, как почтовый конверт, что очень удобно, при этом сразу видно отснята плёнка или нет. Затем плёнка была проявлена в лаборатории и внимательно рассмотрена через лупу. Выяснилось, что затвор камеры работает достаточно точно, что кадры немного смещены относительно друг друга и по-разному неравны по краям, что говорит о неровности хода и прижима плёнки в камере. Я был приятно удивлён детализацией как близкорасположенных, так и удалённых объектов съёмки и решил напечатать некоторые кадры размером 15х15см.  Отпечатки показали хорошую работу объектива камеры, чем-то напоминающую по своему рисунку оптику Pentax.

Я доволен результатом эксперимента. Возможности формата 6х6см впечатляют и есть желание пользоваться им в дальнейшем, в том числе посредством камеры
"Любитель 2".

Приведённые фотоизображения с плёнки 120-формата получены с отсканированных отпечатков 15х15см (планшетный сканер Epson 1660). Вторая картинка из каждой пары является фрагментом первой (увеличение здесь далеко не максимальное из оптически-возможных). Данные изображения лишь отдалённо показывают качество оригинальных снимков на плёнке.

На некоторых кадрах заметно небольшое винъентирование (затенение углов) изображения, верхняя часть первого кадра оказалась размытой, на всех прочих кадрах ничего подобного не случилось, возможно это последствия использования приёмной катушки меньшего размера.


 

Дата обновления статьи:
22.05.2006


 


Обновлен:
22.10.2019 
 
Всего гостей: 181167 
Сейчас: 1 
 
© Д.А.Таранов
2003 - 2019
 
© дизайн d-i-d grafix

При любом воспроизведении материалов проекта требуется указание правообладателя и источника.
 
Все товарные знаки принадлежат их владельцам.
 
Для предотвращения недоразумений в связи с использованием информации проекта рекомендуется обращаться к правообладателям материалов и автору.